Новости

Быть взрослым – это как?

Быть взрослым – это как?


На тренингах для подростков и родителей я часто задаю вопрос «Взрослый – это как?». Есть ли определенный возраст, когда человек становится таковым? В каком возрасте мы считаем, что наши дети стали взрослыми? Только ли детей касается данный вопрос? Иногда я слышу мнения, что для родителя ребенок всегда останется «ребенком», или ребенок становится взрослым, когда «улетает из родительского гнезда» и начинает самостоятельную жизнь. Также слышу ответы, что взрослость, возможно, начинается с совершеннолетия, или она в принципе никогда не заканчивается, т.е. человек, постоянно развиваясь, становится «взрослее».

Моя убежденность, что «быть взрослым» - это выбор, не зависящий от возраста, социального статуса личности и прочих внешних условий. Это «первый этап» формирования зрелой личности, когда человек принимает осознанное решение взять на себя ответственность за собственную жизнь. Т.е. отвечать за свои дела, слова и поступки.

«Быть взрослым» - это ответственность за отношения с самим собой и собственный рост. Парадокс заключается в том, что, с одной стороны, это «одномоментый» выбор – т.е. на вопрос ребенка: «Когда я стану взрослым?», я отвечу: «Может быть сейчас?», а, с другой стороны, очевидно, что это определенный процесс. Часто мы недооцениваем наших детей, убеждая их, что «взрослые» знают больше, ведь у нас больше опыта, однако, часто мы переоцениваем и себя в данном вопросе.

Знаменитая теория спиральной динамики, построенная на исследованиях американского психолога Клера Грейвза и продолженная его учениками Крисом Кованом и Доном Беком, помогает описать развитие личности и общества. Исследования длились 30 лет и охватили более 50 тыс. человек. Она описывает поступательную смену ценностных ориентиров людей по мере роста сложности их мышления. Существует 7 этапов развития личности - от бежевого до бирюзового (от инстинктов до ощущения целостности бытия). В среднем считается, что на созревание каждого уровня у человека уходит 10-15 лет, но при работе над собой и стремлении к саморазвитию человек способен пройти каждый уровень за 2-3 года. Большинство людей (по оценкам исследователей) находятся либо на красном уровне (25-30% населения), либо на синем (40-45%), либо на оранжевом (25%). Далее чаще всего после оранжевого уровня мотивацией для движения на следующий (зеленый) является ступень перенасыщения "материальным", постоянного потребления и зарождается потребность в поиске более глубоких смыслов. Зеленый уровень наступает тогода, когда "отдавать уже интереснее, чем брать".

На каждом уровне есть свои плюсы и минусы. Ключевым моментом теории является то, что люди обладают внутренней способностью существовать на различных уровнях психологического развития, и добавлять новые уровни. Нет «лучших» или «худших» состояний – они просто отражают различные взгляды на то, что из себя представляет мир, и сложность его устройства. Бывает, что человек быстро "перешел" на оранжевый, но что-то постоянно происходит и "пазл не складывается", возможно, он проскочил дисциплину на "синем", или на "красном" не отстоял свои личные границы. Считается, что на "оранжевом" закладывается способность ставить и достигать цели, а на "зеленом" достигается сбалансированность личности, приходит умировтворение, когда "свои ценности и принципы уже внутри, а не снаружи", появляется ценность истинного и гармоничного сотрудничества.

Основываясь на данной теории и ряде других, другой американский психолог Роберт Кеган предложил объединяющий подход к эволюции развития «Я» - стадии развития взрослых людей. На мой взгляд, это также достаточно неплохой инструмент для самоанализа. Наиболее интересными для нас являются «стадии» 3-5, так как стадия импульсивного сознания относится преимущественно совсем к раннему детству до 6 лет. В теории Кегана, начиная с 6 лет и до определенного момента в подростковом возрасте человек находится на стадии автономного сознания и осуществляет переход к социализированному.

Сразу оговорюсь, что возрастные характеристики не рассматриваются, в данном случае, в статических срезах, а скорее в стержневых, узловых изменениях, характерных для данного периода. Возраст не определяет стандарта психического развития. Каждый ребенок развивается разными темпами, и проходит через индивидуальные ступени развития.

По мнению Кегана, большинство людей остаются на стадии социализированного сознания и не осуществляют до конца переход к самоуправляемому. 
Однако именно при переходе личности с уровня социализированного сознания на уровень самоуправляемого сознания, естественная мотивация к ответственности за свое собственное развитие повышается.

На мой взгляд, переход на данный уровень должен начаться значительно раньше, а к 17 годам человек может быть уже достаточно зрелой и самоуправляемой личностью. Отличительными свойствами личности на стадии самоуправления являются наличие своей системы ценностей, осознания своего направления и курса, самоактуализация, способность к управлению своими эмоциями, ответственность за свою жизнь и развитие, а также способность принимать решения. Наша задача, как родителей, помочь ребенку в подростковом возрасте перейти на данную стадию (при условии, что мы сами осуществили данный переход).

Я называю стадию самоуправления – зрелостью личности, когда человек осознает свое предназначение и добровольно берет ответственность за реализацию своего вклада в компанию, общее дело, общество и мир в целом.

Я убеждён, что, чем раньше мы осознанно позволим нашим детям «пересесть на водительское место» в их собственном развитии, тем успешнее, счастливее и эффективнее они будут во «взрослом» возрасте.

Наиболее благоприятной, на мой взгляд, будет ситуация, когда родитель (в терминологии Кегана) осуществил переход на стадию самотрансформирующегося сознания. Именно в таком состоянии собственного развития взрослый человек будет обладать способностью не находится «в плену собственной идентичности», видеть ограниченность своего внутреннего авторитета, обладать способностью гибко меняться, сохраняя свои базовые ценности, видеть вещи с разных точек зрения. Учитывая разрыв поколений и свойства современного мира, это в значительной мере облегчит общение с подростком.

Данные две теории естественно не являются исчерпывающим списком инструментов для самоанализа и саморазвития. А также они ни в коем случае не для того, чтобы "повесить цветной ярлык" на каждого из нас!

Данные инструменты служат для повышения осознанности, понимания картины мира и своего развития, а также причин некоторых разногласий или, наоборот, совпадений по ценностям у людей на межличностном и организационному уровне.

Проверьте себя, на каком уровне развития личности находитесь вы сейчас? А на каком вы бы хотели? Какое ваше окружение? И какое окружение вы бы хотели? Уверен, это даст значительный толчок в собственном развитии и развитии отношений с окружающими людьми.

Успехов!!!

К СПИСКУ НОВОСТЕЙ
© 2017 Дубинников
Сделано в TerminalDesign